Повышение квалификации педагогических работников – это целенаправленный процесс, ориентированный на постоянное совершенствование профессионализма, развитие мастерства и формирование новых навыков педагогической деятельности. От качества деятельности педагога, его квалификации, навыков креативного мышления зависит эффективность процесса организации педагогической работы и качество образования учащихся.
Повышение квалификации
Повышение квалификации
Под понятием «повышение квалификации» понимается одна из форм дополнительного образования. Основа её состоит в совершенствовании знаний специалиста путем периодического дополнительного обучения. На курсах повышения квалификации, как правило, изучают новые методики работы, изменения в законодательстве, новые правила оформления документов и т.п.
Для педагогов это критически важно, поскольку система образования непрерывно развивается. Разрабатываются новые методы инклюзивного обучения, меняется структура школьного и дошкольного образования, форматы подготовки к экзаменам и т.д.
Согласно ныне действующему законодательству, курсы повышения квалификации для педагогов – это обязательное условие продолжения работы, будь то преподавание в школе, техникуме или вузе. Обязательное повышение квалификации проходят также педагоги дополнительного образования и воспитатели детского сада. Статья 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует, что повышение квалификации должно происходить не реже одного раза в три года.
Проходить дополнительное обучение согласно ФЗ «Об образовании» могут специалисты:
-
с высшим педагогическим образованием;
-
со среднем специальным образованием в области педагогики.
Если же педагог не имеет профильного образования или преподает иную дисциплину, нежели та, что указана в его дипломе, то ему следует пройти профессиональную переподготовку. А это уже иной вид дополнительного профессионального образования.
Виды и формы повышения квалификации
Существует достаточно большое число различных курсов в рамках дополнительного образования для педагогов, поэтому каждый специалист может найти наиболее удобный для него формат освоения новых знаний. Бывают случаи, когда педагог в силу тех или иных причин не может регулярно ездить на занятия в учебный центр, на базе которого проводится учеба. Но они не должны становится препятствием для получения качественной подготовки.
Обучение может иметь две формы:
-
единовременное освоение;
-
поэтапное освоение.
Сроки курсов повышения квалификации педагогов определяется сложностью осваиваемой программы. Минимально установленная продолжительность – 16 академических часов, но в среднем образовательные программы рассчитаны на 72 часа.
Формы обучения также весьма разнообразны:
-
очная;
-
очно-заочная;
-
заочная;
-
очная с использованием дистанционных технологий;
-
очно-заочная с внедрением дистанционных способов обучения.